Книжный магазин «Knima»

Альманах Снежный Ком
Новости культуры, новости сайта Редакторы сайта Список авторов на Снежном Литературный форум Правила, законы, условности Опубликовать произведение


Просмотров: 1779 Комментариев: 0 Рекомендации : 1   
Оценка: 6.00

опубликовано: 2004-01-13
редактор: Алекс Пакаин


...Из этих сумасшедших дней | Марк Котлярский | Рассказы | Проза |
версия для печати


...Из этих сумасшедших дней
Марк Котлярский

…То есть, запомнилось мне многое, —


   

 до мельчайших подробностей, —


   

 но:


   

 вот этот эпизод врезался в память своей


   

 к и н е м а т о г р а ф и ч н о с т ь ю.


   

 Как будто кто-то невидимый заранее написал сценарий, сделал эту раскадровку и включил невидимые юпитеры,


   

 и:


   

 застрекотала камера, забегали невидимые помощники, фиксируя съемку,


   

 а на экране потом воспроизведено было изображение —


   

 парк над рекой, вьющиеся змейками аккуратные дорожки, беседки в старо-русском стиле, сизо-мрачное небо и косой дождь, лупящий с размаху по редким, случайным прохожим.


   

 А потом камера ловит в свой объектив двоих, похоже, не особо торопящихся и не пытающихся укрыться под зонтом.


   

 Дождь лупит все сильнее, но эти двое продолжают медленно идти по парковой дорожке, лишь пристальнее вглядываясь друг в друга.


   

 Затем они наконец прячутся под кроной старого развесистого дерева, и он, обняв ее, целует.


   

 — Я люблю тебя, — шепчут губы.


   

 — Я люблю тебя, — повторяют губы.


   

 Падает, падает дождь, шелестит крона, покачиваясь под напором водяных струй.


   

 Двое стоят, обнявшись, и фоном, — медленно, нежно, — начинает звучать заэкранная музыка, вначале робко, стеснительно, затем все сильнее и сильнее, набирая обороты, уплывая ввысь, бросаясь в глубину.


   

 Звуки роятся встревоженно и томно, тревожат сердце, умащают душу и кажется, что ничего вокруг не остается, кроме этих звуков, и кажется, что само чувство — это звук; "из всех мелодий лишь любви музыка уступает, но и любовь — мелодия… ".


   

 


   

 …молюсь за тебя, за огромное сердце твое, за темперамент и страсть, за доброту и нежность, за лукавство и раздолбайство.


   

 Боже, услышь меня, пошли этой женщине смутное нежное счастье, воздай ей за муку ее, боль ее, преданность и страсть.


   


   

 …пламя многоязыкое опаляло наши тела и души.


   

 И понял я: как бы я ни старался, выводя на свет свои «заскорузлые» мысли, как бы витиевато ни струилась моя строка, какое бы вдохновение ни бушевало в душе моей —


   

 все это ерунда по сравнению с тем наслаждением, каковое (пардон за канцеляризм) я получаю, общаясь с тобой непосредственно;


   

 глядя в твои глубокие глаза,


   

 целуя твои изящные тоненькие пальчики,


   

 касаясь языком твоих сокровенных «зон» и ощущая, как горячая волна неги и любви пробегает по твоему телу.


   

 Но и не меньшее наслаждение — молчать


   

 с тобой:


   

 идем ли мы вдоль «улиц шумных»,


   

 лежим ли, отдыхая, —


   

— и —


   

 твоя голова покоится на моей руке; теплое твое дыхание касается моего лица;


   

 да и не молчание это вовсе, а сосредоточенный безмолвный разговор двух сердец,


   

 обмен радиоволнами,


   

 грустью и нежностью.


   

 


   

 …мое обворожительное сокровище…


   

 


   

 …Этот знакомый желанный жест:


   

 она смахивает каштановые пряди со лба, приподнимается, смотрит на меня влажным невидящим взором и снова припадает ко мне.


   

 


   

 Какая-то грубо крашенная квартира, бесцветные обои, телевизор «Горизонт» с тремя программами, раскладывающийся диван и обшарпанный шкаф.


   

"Какое милые, сейчас тысячелетье на дворе? "


   

 А черт его знает.


   

 Здесь, в этой квартире, нет времени,


   

 здесь —


   

 без-временье,


   

 бес-просвет,


   

 бес-предел,


   

 то есть:


   

 предел, установленный бесом.


   

 Скачут бесенята, веселятся, визжат, бьют копытцами по оконным рамам, ворожат на голубом свету экрана —


   

 и —


   

 глуше становятся шаги, —


   

 тише, —


   

 суше, —


   

 топь поглощает окружающую среду,


   

 жизнь


   

 погружается


   

 в топь,


   

 вязкая топь;


   

 оторопь берет от всего, мир пропадает, закручивается в воронку, и остается лишь невыносимая легкость бытия.


   

 Несносная легкость бытия.


   

 


   

 …она целует меня и говорит тихо-тихо, чтобы не услышали бесенята:


   

— Любимый, как мне хорошо с тобой…


   

 Слова осыпаются звонкими монетами, палой листвой, каплями дождя, проносятся шелковым шелестом ветра.


   

 


   

 Она лежит обнаженная, её узкое тело с бессильно опущенными вдоль тела от страсти руками напоминает изысканную сигару,


   

 и тут же —


   

— я ловлю себя на мысли, что она напоминает серовскую Иду Рубинштейн — —


   

— такая же восхитительная угловатость, такие же огромные глаза, такие же тонкие очертания фигуры.


   

 


   

 Она снова шепчет:


   

— Любимый, как мне хорошо с тобой…


   

 


   

"Пора уже давно уяснить, — думаю я, — что Господь оберегает меня от мелких ничтожных связей, Он гонит их от меня прочь, Он отталкивает их от меня, и только тогда, когда есть шанс для высокого чувства, Он дарует его мне но не просто, как подарок или выигрыш в лотерею, нет, он испытывает меня этим чувством, как испытывал несчастного и все же великого в своей любви к Господу Иова… И я, покорный Ему, должен пройти через все тернии, потерять все, что было у меня, и снова обрести, сжечь за собой все мосты и навести новые, ощутить высоту падения и глубину подъема… "


   

 


   

 И снова — эта грубо крашенная квартира, бесцветные обои, телевизор «Горизонт» с тремя программами, раскладывающийся диван и обшарпанный шкаф. Не знаю, что на меня нашло, но, размахивая руками и разгуливая по комнате, я разражаюсь неожиданно нервным монологом.


   

 Впрочем, мне кажется, что я искренен и что стараюсь высказать все, что у меня лежит на душе.


   

— Мне страшно думать о будущем, я не могу представить нас с тобой в железных тисках быта. Не знаю, понимаешь ли ты, о чем я вообще говорю? Мы из другого мира, наши отношения лежат совсем в другой плоскости, и что с ними делать, кому принести их в жертву? И вот, представь, человек, с которым ты близок, ест, потеет, икает, пукает, какает, некрасиво сморкается, плохо вытирает задницу, ковыряет в ушах, и ты вдруг замечаешь, что все это ты… замечаешь… что все это назойливо лезет в глаза… и запах пота… и ты не можешь не можешь себя пересилить…


   

 как с этим смириться… как жить с этим…


   

 и придет момент когда ты возненавидишь этого человека


   

 а может и нет


   

 не знаю


   

 Нопро себя могу сказать:


   

 быт убивает меня, он высасывает из меня последние соки.


   

«Иди вынеси мусор, иди помой посуду» — звучит для меня как бессрочный приговор суда.


   

 Но самое страшное, что я не могу ослушаться, я не Ротшильд и не содержу служанок, которые могли бы все это делать для меня. Я не ем на серебряном блюде и вышколенный лакей в белой манишке и шелковых перчатках не стоит за моей спиной


   

 За моей спиной — пустота, торричеллева пустота, пустота во мне, в моей душе, пустота неприспособленного к быту человека, человека, с которым нельзя жить, строить семью, растить детей.


   

— К чему все это ты говоришь, — вдруг перебивает она стройное течение моего монолога, — Ты не хочешь, чтобы мы больше встречались?


   

 Она нервно подергивает плечиком и голая, сбросив с себя простыню, отправляется на кухню, закуривает и сидит, как нахохлившийся воробушек.


   

— Что с тобой, малыш, что ты?..


   

— Я обдумываю то, что услышала от тебя сейчас. Ты хочешь сказать, что это наша последняя встреча?


   

— Я ничего не хочу сказать. Я вообще не хочу думать о будущем. "О, если б мог сейчас я умереть! Счастливее я никогда не буду… " Шекспир, «Отелло».


   

— Спасибо за информацию.


   

— Пожалуйста, пользуйтесь, пока я жив.


   

 


   

"О, если б мог сейчас я умереть! Счастливее я никогда не буду… "


   

 


   

 Лет десять назад вместе с шумной компанией я отправился на природу. Приятели как всегда начали делать шашлыки, шумно готовясь к застолью, а я отправился на берег речки. Вода стремительно несла свои хрустальные воды, касаясь пологого берега и подпирая высокий противоположный, на котором вяло покачивались вековые сосны.


   

 Солнце грело, но не жарко, и вдруг я задремал на какое-то мгновение и мне показалось, что я растворился в природе стал её составной частью, неотъемлемым элементом.


   

 Но главное:


   

— яркая мысль как вспышка магния вдруг мелькнула в мозгу, пронзив все мое существо —


   

 


   

— "Вот так бы и умереть, растворясь в природе, став её частью не сейчас и не здесь, но вот именно так… "


   

 


   

 То ли мысль это мелькнула, то ли голос какой-то проговорил, неспешно и веско, но когда я очнулся и посмотрел на часы, то понял, что не прошло и пяти минут.


   

 Странно: а мне показалось, что минула вечность…


   

 


   

 Нет-нет, вот еще что. Кусочек, фрагмент из Вирджинии Вульф, из знаменитой «Мисс Дэллоуэй»:


   

"…и никогда ему не решиться на окончательный шаг (хоть он ей искренне предан) — словом, вероятно, миссис Берджес права, и не лучше ли ей его позабыть и запомнить таким, каким он был в августе двадцать второго — тенью на меркнущем перекрестке, тающей, покуда уносится вдаль двуколка, и её уносит, и она надежно стянута ремнями на заднем сиденье, и руки раскинуты, и тень уже тает, уже исчезает, а она кричит, что готова на все, на все, на все… "


   

 


   

— Я так долго никому не говорила о любви, что уже не могу остановиться и мне хочется повторять тебе — люблю…люблю…люблю…


   

 Вот какие слова она мне шептала, какие шелковистые слова,


   

 и:


   

 душа моя летела, как среброкрылый меткий мотылек на яркое пламя; —


   

— душа отделялась от тела, парила в воздухе, затем пикировала вниз, соединяясь с телом…


   

 и:


   

 все повторялось снова.


   

 


   

"Если и есть рай на земле, то он возникает именно в эти минуты, когда душа возвращается в тело, и одушевленное тело наполняется безумным неземным блаженством… "


   

 


   

 В комнате по-прежнему темно, только мерцает телевизор «Горизонт», открывая для самому себе ведомые и неведомые горизонты — все программы давно уже закончились, и серебристая рябь бежит по экрану.


   

— Ты спишь? — спрашивает она.


   

 Мы лежим, отдыхая после нескольких часов невыносимо сладостной любовной пытки.


   

— Ты спишь? — повторяет она.


   

— Не знаю, может быть, и сплю, — отвечаю я.


   

— Не спи, — просит она, — обними меня крепко-крепко, осталось всего несколько часов до рассвета.


   

 Я обнимаю ее, потому что в этот момент мне не хочется думать, а хочется превратиться сплошное огромное чувство —


   

— чувство,


   

 лишенное мысли,


   

 пожирающий пламень,


   

 неопределенную субстанцию.


   

 


   

— Знаешь, — говорю я, — серьезно, "О, если б мог сейчас я умереть! Счастливее я никогда не буду… "


   

— Не надо, — просит она, — не умирай…


   

 


   

 

 




комментарии | средняя оценка: 6.00


новости | редакторы | авторы | форум | кино | добавить текст | правила | реклама | RSS

19.01.2022
«Кремлёвские дети» в бою. Как сражались с немцами сыновья советских вождей?
В узком кругу вип-отпрысков тоже нашлось место подвигу и самопожертвованию
18.01.2022
Путин обсудил с Любимовой нацпроект «Культура» и «Пушкинскую карту»
В числе прочего министр культуры рассказала о начале подготовки мастеров для реставрации уникальных музыкальных инструментов и о возрождении ленинградской школы реставрации на базе Петергофа и Царского Села.
18.01.2022
В окружении предателей. Кто и почему выдал Анну Франк гестапо?
Зибельбауэр был единственным немцем, участвовавшем в аресте Анны Франк. Все остальное сделали добропорядочные голландцы. А среди тех, кто в Нидерландах писал доносы в гестапо, были и евреи-коллаборационисты.
18.01.2022
Русская балерина получила медаль в Бразилии
Танцовщице уже исполнилось 99 лет. Несмотря на это она ведет довольно активный образ жизни
17.01.2022
Путин подписал указ о праздновании в 250-летия Большого театра
Документ вступает в силу 17 января.
17.01.2022
Сын Куравлева рассказал об улучшении состояния актера
Врачи могут перевести артиста из реанимации в обычную палату на этой неделе.