Альманах «Снежный ком»

www.snezhny.com



НЕ БОЙТЕСЬ ВЕРИТЬ | Евгений Жилкевич | Рассказы |

НЕ БОЙТЕСЬ ВЕРИТЬ - Евгений Жилкевич

У меня всегда складывалось впечатление, будто мама может и умеет все. Я не помню ни одной ситуации, из которой она не нашла бы выход: нужно сдать деньги в школу — она находила, нужно что-то починить — она чинила, хотел я какую-нибудь новую игрушку — она всегда старалась мне купить. Это потом я уже знал, что она недоедала, много работала, просто сгорала, только ради того чтобы я не знал всех лишений и трудностей, через которые ей самой довелось пройти, будучи сиротой. Вот только, наверное, она не думала, что пытаясь давать мне если не все, то многое — это точно, она отнимала у меня саму себя. А без мамы мне было бы гораздо хуже, имей я даже все.
Все это я понял уже потом. Сейчас я взрослый и могу рассуждать правильно. Но тогда у меня складывалось впечатление, будто мама может и умеет все…
Наверное, многие уже поняли, что все детство у меня прошло без участия отца, не было у меня новомодных смартфонов и ноутбуков, зато было что-то в сотни раз ценнее этого — искренняя любовь матери. Жаль что тогда я это расценивал не так, а обижался, когда она объясняла нехваткой денег и что лучше купить новый костюм в школу. А у самой из гардероба были только поношенные брюки, юбка и видавший виды пиджачок, еще советского покроя, который она изо дня в день надевала.
В то время отца я помнил слишком смутно, когда он был еще рядом — я был совсем малышом. Но пришло время, я повзрослел и спросил, где мой папа и почему у всех есть отцы, которые водят своих сыновей и дочерей в парки, покупают сладости, а у меня нет. Дети по сути своей очень эгоистичные создания. Я — не исключение, и вы такими же были, а может, и есть. Я не задумывался, что каждый вечер мама плачет, а потом стоит на коленях, просит Бога дать ей сил, молится за отца, благодарит за меня.
Она очень сильная женщина. На протяжении долгих лет, живя на грани нищеты, не жалея себя, отдавая все мне, она еще умудрялась не оставлять надежду на возвращение отца. Днем она боролось, по ночам — плакала; при свете дня она была хищником, борющимся за жизнь, а вечером становилась снова маленькой беззащитной девочкой. Но в ней было столько любви и заботы, что она жертвовала собой. Это и есть самое настоящее проявление любви. Жаль что я это только сейчас стал понимать, когда самому пришлось ради другого ущемлять себя. Но не об этом речь… Просто жаль, что я поздно это понял…
В тот день я спросил про ее мужа, моего отца, и не услышал в ответ ложь и придуманную историю про отъезд на неопределенный срок, хотя я тогда еще подходил по возрасту для таких сказок. Видимо, она решила, что все равно я узнаю и уже достаточно сильный, чтобы выдержать правду. И она рассказала, рассказала все как есть, как было…
Он был журналистом. Одной из отличительных особенностей его характера было то, что по сути своей папа был безотказным человеком. Поэтому когда его попросили съездить в горячую точку снять репортаж, то он не смог отказаться. А потом все необходимые документы подготовили и пути назад не было. Люди, узнавая, что человек не может сказать нет, начинают пользоваться этим. Ведь мой папа даже не поинтересовался по поводу денежных выплат. Он согласился, и назад пути не было.
После отъезда любящая жена с замиранием сердца смотрела каждый выпуск новостей. И вот пришло время вернуться. Но в аэропорту ей было некого встречать, а к вечеру того же дня пришел главный редактор и рассказал об обстреле группы миротворцев, о том что команда журналистов следовала в составе этой группы, о безуспешных поисках и признании, наконец, одиннадцати человек без вести пропавшими, в том числе и моего отца.
Все это я узнал прямо под Новый год, шестой Новый год без него. Мне было жутко, но не больно. Я даже не плакал. Наверное потому, что не понимал, кого у меня отняла жизнь. Детям это свойственно. Более того, наравне с высшей степенью эгоизма в них много жестокости. И именно задача родителей свести на нет эту жестокость и воспитать достойного человека. Ей удалось сделать это со мной, моей маме удалось, теперь я знаю, знаю и понимаю, удалось одной!
Ровно через год ничего, собственно, не изменилось. Мама еще больше истлела от работы и желания дать как можно больше любви и заботы, а я стал старше. Седьмой Новый год без него. Тогда я хотел, чтобы мама купила конфеты и ананас. Но денег не хватило. Ананас остался лежать на прилавке, рядом с виноградом, мандаринами, яблоками…
До седьмого Нового года оставалось несколько дней. Дети и взрослые по старой традиции начали ходить в чужие дома и петь песни, танцевать, наряжаться в костюмы зверей и получать за это сладости и фрукты. В этот раз они не обошли и наш дом.
Звонок в дверь — я открыл. В коридор набилось много людей, и они начали петь, рассказывать рождественские стихи.
Тогда я еще был уверен, что мама может и умеет все. Когда все замолчали я начал говорить, что у нас ничего нет, что мама не пришла, а когда придет, то должна именно для таких случаев что-нибудь купить, а пока у нас ничего нет. Я говорил очень быстро, часто набирая воздух, как иногда оправдываются дети или когда рассказывают стихотворение, начиная медленно, ускоряясь с каждой строчкой, будто еще секунда и они не успеют дорассказать.
Как только настала моя очередь замолчать, люди дружно начали петь, развернулись и ушли. Не успел я закрыть дверь, как раздался снова звонок. Когда я провернул замок и опять открыл дверь, то на пороге уже никого не было. А прямо перед дверью лежал глиняный ангелочек и ананас.
Тогда я обрадовался. Мама пришла с работы, и я ей рассказал все что произошло. Но она не начала радоваться, как я, а заплакала. За все время это был первый раз, когда она заплакала на моих глазах. Теперь, конечно, понимаю почему, а тогда я был в растерянности. Просто жаль, что я поздно стал это понимать.
Прошло еще несколько дней. До седьмого Нового года оставался один день. И его я запомнил очень хорошо, как и глиняного ангелочка, лежащего рядом с ананасом. Перед сном мы с мамой разговаривали про новогоднее чудо, она сказала что я должен быть хорошим человеком и когда-нибудь для кого-то, помимо мамы, стану чудом. Она рассказала про подарки, что все получают на Новый год подарки, и даже я получу.
Спал я крепко, а утром проснулся от звонка в дверь. Я быстро встал с постели и не одеваясь побежал к двери. Мне показалось, что это принесли мой подарок. Я открыл дверь, растерялся и отошел в сторону.
На пороге стоял мужчина и улыбался. По щеке катилась слеза…
Мама вышла из своей спальни и замерла. Мужчина переступил порог и сказал: «Ну здравствуйте, родные, как же я по вам скучал…».
И это был не седьмой Новый год без него, а первый с ним.
Чудо не случится без веры, поэтому верьте, верьте и ждите.