Альманах «Снежный ком»

www.snezhny.com



День Победы | Ольга Выговская | Рассказы |

День Победы - Ольга Выговская

Алексей Степанович долго готовился к этому дню. Это его победа. Его праздник, пожалуй, самый главный для него. Ещё неделю назад он достал из шкафа старый военный мундир, почистил ордена. Чаще чем обычно вспоминал те годы. Как бы там ни было, а ведь тогда он был молод, силён, верил, надеялся...Да, много ужасного было, но и хорошего: друзья, настоящие... и жену свою он тоже повстречал на войне. Жаль, она уже не с ним, давно не с ним...Ладно, не время грустить. Такой день сегодня! Такой день!
Он встал сегодня пораньше. Не потому, что надо, просто не мог больше спать.
Сердце стучало. Прилив энергии: он давно уже не чувствовал себя так хорошо .По телевизору шли передачи и фильмы о войне, звучали поздравления, праздничная музыка...Но нет, сейчас не до телевизора. Пора собираться на парад. Сегодня он вновь(как и в том году, как и каждый год) встанет в строй, промарширует по главной площади города, почувствует себя важным, нужным... Какой день! Какой день!
День выдался и вправду великолепный. Только такая погода может быть в День Победы : солнечная, теплая, всё вокруг дышало праздником, величием. Казалось, звуки марша доносились не из развешанных по деревьям колонок, а зарождались где-то в воздухе, появлялись из ниоткуда. Алексея Степановича переполняло чувство гордости. Он вновь в строю, ему все отдают честь, все приветствуют его, все ему благодарны. Сколько народу собралось на площади! Цветы, воздушные шары.Ему нравилось маршировать, но в голове всё-таки мелькнула невольная мысль, что лучше бы их, ветеранов, как в том году провезли через площадь на машинах...он устал, переволновался.
А потом загремели сапогами курсанты: Танковое училище, Автомобильное училище, Высшая школа милиции...У последних и форма другая- синяя, и перчатки белые надели. Красота! Молодцы ребята! Все молодцы!
Музыка стихла, и все куда-то разбежались: курсантов развезли по училищам; молодые компании(предварительно закупив пива) устроились в парке под ёлками; папы, что во время парада сажали своих крохотных дочек и сыновей на плечи, повели свои чад домой, где их мамы уже приготовили праздничный обед.
Алексей Степанович растерялся. Что теперь делать? Куда идти? Раньше они с друзьями после парада собирались у кого-нибудь дома, вспоминали старые времена, выпивали(а как без этого?).Но Мишка умер ещё осенью, Ивану после болезни пришлось переехать к дочке в Самару.Он остался совсем один, а асфальт, по которому он ещё недавно маршировал был усыпан смятыми цветами и лопнувшими воздушными шарами.
Недалеко от площади по распоряжению мэра поставили полевую кухню: гречка, кусок чёрного хлеба и традиционные сто грамм. Там он встретил пару знакомых. Выпили, поговорили, пожаловались на цены и на здоровье. Пора было ехать домой, да и погода начала портиться: небо затянули серые облака, ветер стал прохладным. Так часто бывает весной. В автобус набилась куча народу, свободных мест не было, пришлось стоять. Все куда-то ехали(к кому-нибудь в гости), шумели, обсуждали: "Что подарить? ", «Надо бы пораньше вернуться», "Почему мы должны ехать к твоей маме? ", "Сколько там народу будет? "... Кондуктор придирался требовал пенсионное удостоверение. Что по нему и так не видно? Эх...Но несмотря ни на что, Алексей Степанович намерен был сохранить то состояние бодрости и счастья, с которым проснулся сегодня утром.
В дверь с криками, смехом и пивом завалилась молодая компания: двоё парней и две девушки.
— Что у вас? — подошёл кондуктор. — С пивом нельзя. А ну выходите!
— Да нам одну остановку, — развязно ответил один из парней.
— Выходите, русского языка не понимаете?! — перешёл кондуктор на крик.
— Оставьте, пусть молодёжь прокатится. — решил заступиться Алексей Степанович.
— Ещё один нашёлся, не унимался кондуктор. — А кто за них платить будет? Вы?
А мне потом за них штраф будет! Защитник, тоже мне... — Но тут она осеклась, смущённо отвела взгляд от орденов на его груди и направилась в другой конец автобуса.
— Как мы её, а?! — подмигнул Алексей Степанович одной из девушек, но та лишь смерила его удивлённым взглядом, как бы говорившим: "Старик, ты чего? Чё те надо, ващще? " Алексей Степанович, казалось, взгляда этого не заметил, продолжал что то рассказывать, шутить:
— У меня внучка вашего возраста. Вам же лет по 15, Да? А я в этом возрасте уже на войну пошёл. Другие времена были... — его никто не слушал. Ребята демонстративно отвернулись, заговорили о чём-то своём. Только вторая девушка, которая казалась немного моложе остальных, украдкой поглядывала на его ордена. Ей хотелось поздравить его, сказать ему спасибо(не за бой с кондуктором, а за тот, другой бой, который они проходили в школе на уроках истории).
Ей хотелось расспросит его об орденах, висящих на груди...За что этот? А тот? А Где Вы воевали?.. Она видело, как ему...Как он отвернулся к окну...Но Тут были её друзья, и неудобно как-то, и всё равно выходить скоро...
Алексей Степанович пришёл домой, включил телевизор. Шёл старый чёрно-белый фильм о войне. Телефон молчал. Дочка позвонила ещё вчера, сказала, что завтра позвонить не сможет, т.к. они поедут с детьми на шашлыки. Он смотрел фильм и думал, что, возможно, это его последний День Победы.