Книжный магазин «Knima»

Альманах Снежный Ком
Новости культуры, новости сайта Редакторы сайта Список авторов на Снежном Литературный форум Правила, законы, условности Опубликовать произведение


Просмотров: 27 Комментариев: 0 Рекомендации : 0   
Оценка: -

опубликовано: 2019-04-30
редактор: Лазер Джей Айл


Цена успеха | михель | Статьи | Проза |
версия для печати


Цена успеха
михель

Цена успеха.
    “Успех разрушил много жизней’’ Бенджамин Франклин
   
    Согласно Библии, человек, построивший дом, вырастивший в нем детей, посадивший дерево рядом с до­мом, прожил свою жизнь не зря. В течение веков семья была эпицентром жизни каждого и личный успех выражался в ней и через нее.
    С появлением индустриального массового общества семейная ячейка превра­тилась лишь в одну из составляющих жизни отдельного человека, большая же ее часть стала проходить в многообразных отношениях с обществом, оценивающим жизненный успех по-другому.
    В Европе личные достижения определялись их ценностью для государства, нации и профессионального круга. В Соединенных Штатах, где экономика формирует все общественные ценности, успех в бизнесе, нау­ке, культуре, искусстве, спорте, в любой профессиональной сфере, определяется количественно, суммой личного денежного «приза». Цифра приза не абстракция, это конкретная оценка важности для общества де­ятельности каждого отдельного индивида.
    Что в этой системе отсчета означает успех? Это когда кто-то достигает вершин, а кто-то остается внизу. Че­ловек чувствует себя успешным, только когда рядом есть проигравшие, когда большинство не добилось то­го, чего смог добиться он. Успех предполагает огромный разрыв между средними достижениями и достиже­ниями уникальными. Только прыжок через гигантскую пропасть между бедностью и богатством «from rugs to riches» дает ощущение жизненного успеха. Пропасть настолько широка, что те, кто сумел ее преодолеть, становятся национальными героями.
    Успех это деньги и власть. Но для чего нужны деньги и власть? Они нужны, чтобы иметь больше денег и еще больше власти. Когда борец за успех добивается богатства, он не может остановиться на достигнутом не только потому, что это необходимо для самоутверждения, но и потому, что других жизненных целей, кроме этой, общество не предоставляет.
    Планка успеха высока и для большинства недостижима, что делает жизнь многих непереносимой. Боль­шинство живет в состоянии «молчаливого отчаяния», обвиняя себя, свои человеческие качества, не соответ­ствующими требованиям общества. Чувство личной вины особенно тяжело переживается бедняками, приво­дя многих к полной деморализации.
    Все хотят подняться на верх социальной пирамиды. Но для того, чтобы существовал острый верх пирами­ды, у нее должен быть широкий фундамент, и этот фундамент составляют неудачники. Благодаря им и сущест­вует верх. По-существу, резкое экономическое неравенство является генетическим свойством самой системы.
    В бО-е годы президент Л.Джонсон объявил «войну бедности» это была разветвленная сеть помощи бедня­кам, но ни одна из программ (Job Force, Youth Corps, Project Head Start, Community Action) не смогла дос­тичь фундаментальной цели, уничтожения бедности. Результатами стали повышение профессиональной квалификации, улучшение условий жизни для многих социальных слоев, но, несмотря на сотни миллиардов долларов, потраченных на эти программы, бедняки продолжают составлять более 20% населения страны. Система может быть улучшена, но основной ее механизм остается неизменным. Идея успеха создает два класса: победителей и побежденных.
    Интенсивность экономической динамики, как в электричестве, зависит от разницы на полюсах, чем больше раз­ница напряжений тем интенсивнее поток электронов. Высокая продуктивность американской экономики во многом обусловлена тем, что разрыв между полюсом бедности и полюсом богатства здесь больше, чем в лю­бой стране мира.
    «Бедность и богатство это то поле высокого напряжения, в которое попадает человек, и оно заставляет его стремиться вверх, по дороге вращая колеса этого общества. Общество специально обновляет иерархию ценностей, чтобы человек всегда чувствовал себя чем-то неудовлетворенным, чтобы все время стремился на­верх» Д.Гэлбрайт.
    За 100 лет до Гэлбрайта об этом же писал Токвиль: «В Америке я видел свободных и образованных людей, живущих в самых счастливых условиях, которые может предоставить этот мир. И в то же время, видел лю­дей, настолько озабоченных, смертельно серьезных и часто подавленных, даже в то время когда они развле­каются. Странно видеть лихорадочность, с которой они строят свое благосостояние, и наблюдать, как их пос­тоянно гложет страх, что они выбрали не самую короткую дорогу к успеху. Они постоянно спешат, их сердца переполнены только одним чувством, добиться еще большего».
    Используя естественное желание людей сделать свою жизнь материально богаче, общество ставит все более высокие требования к определению того, что считать успехом. 50 лет назад глава семьи, работая, обес­печивал нужды всей семьи. Сегодня, для того чтобы соответствовать принятому средним классом образу жизни и приобретать все, что связано с этим статусом, работать должны оба, муж и жена, причем по 60-70 часов в неделю, а часть работы делать дома в выходные дни.
    «Бросается в глаза резкий контраст между теми счастливыми и радостными лицами, которые мы видим на телевизионном экране, и угрюмостью, подавленностью реальных людей. Возвращаясь в Америку после путе­шествий, меня всегда поражает та аура горечи разочарований, которую люди здесь проецируют», замечает социолог Ф.Слатер, имея в виду то самое большинство, которое составляет нижнюю часть пирамиды успеха.
    Успех это нечто вроде рекорда поставленного на стадионе, где герой дня первым пересек ленточку фини­ша, получил минутные аплодисменты публики и после этого снова должен вернуться к тренировкам. Фи­лософия успеха напоминает философию спорта, где гонка за успехом превращает жизнь в неп­рерывный бег за рекордами.
    Решающий фактор в погоне за успехом удача, как в лотерее. В лотерее все равны, ни у кого нет приви­легий, но победитель получает все, что вложили остальные. Участники лотереи отдают свой вклад победите­лям в надежде, что они тоже когда-нибудь выиграют. Когда в обычную лотерею вкладывается несколько дол­ларов, подавляющее большинство тех, кто не выиграл, не чувствует себя обманутым или ограбленным.
    Но, в лотерею делового успеха вкладываются все ресурсы, материальные и человеческие, на кон ставится сама жизнь, и тогда игра начинает напоминать не лотерею, а «русскую рулетку», в которой проигрыш означает смерть, экономическую и гражданскую. Проигрыш в борьбе за успех означает не только экономическую смерть, нищету, это прежде всего доказательство никчемности его соискателя, проигрыш личности.
    «Американская нация ненавидит проигравших», говорил герой Второй мировой войны генерал Дж.Паттон.
    Успех оправдывает все средства, обман, мошенничество, воровство, грабеж, если это привело к цели, к победе. Америка прощает все, кроме поражения.
    В стабильной экономике старой Европы, где все было поделено, а разделение на имущих и неимущих было наглядным, успех в погоне за богатством воспринимался как нравственное падение, так как был не результатом труда, предприимчивости или удачи, а результатом классовых привилегий, эксплуатации других и обмана. Те, кто разбогател в Европе, в глазах общества не без основания рассматривались, как хищники. Так же, как в Рос­сии дореволюционной, в России советской и постсоветской успешный человек нередко считался подлецом.
    В США стране «Land of Unlimited Opportunities» те, кто добился материального успеха, в глазах публи­ки герои, сумевшие реализовать свой человеческий потенциал.
    На новом континенте с его огромными, ждущими освоения богатствами и отсутствием ограничений соз­даваемых государством индивидуальный успех достигался благодаря упорному труду, смекалке и умению воспользоваться благоприятным моментом в борьбе с другими. Америка была страной, ждущей тех, кто был способен их взять.
    Времена изменились, Америка совсем не та, какой она была даже 40-50 лет назад, возможностей для индивида в условиях корпо­ративной системы, где он лишь наемный работник, стало значительно меньше. Но представления другой эпохи продолжают существовать, влиять на общественное мнение.
    Формула индивидуального успеха, постоянно повторяемая школой, всем окружением и СМИ «One сап make a difference», отдельный человек может изменить не только свою судьбу, он в одиночку может изме­нить и мир.
    Вы можете добиться успеха, если сделаете правильные инвестиции времени и денег, правильные инвес­тиции в здоровье, которое является вашим капиталом, мотором успеха. Ваше экономическое и физическое здоровье зависит только от вас. Если вы проиграли, это ваша вина, вы можете винить только себя. Если жизнь вам кажется мрачной, то это не потому, что она действительно мрачна, а потому, что вы настраиваете себя на эту волну. Если вы будете убеждать себя, что все прекрасно, ваша жизнь и станет в вашем ощущении прекрасной. Успех зависит только от вас, надо только верить в свою способность его добиться.
    В реальной жизни принадлежность к определенному классу, наследство и связи как семейные, так и профессиональные, ценность которых зависит от престижности социального круга, учебного заведения, статуса той или иной профессии, играют гораздо более важную роль, нежели трудолюбие и качества характера.
    Дети из семей об­разованного среднего класса посещают привилегированные частные или просто хорошие публичные школы. По статистике, они имеют более 50% возможностей подняться на самый верх социальной лестницы. У детей из простых семей лишь 6% возможностей получить полноценное образование, ведущее к приобретению наиболее оплачиваемых профессий. Только 4% представителей высшего класса выходцы из семей неквалифицированных и полуквалифицированных работников.
    Успех притягивает многих не только потому что большие деньги дают возможность вести комфортабельную жизнь. Важно не богатство само по се­бе, а уважение других, которое оно приносит. Чем выше оценивается достигнутый успех в глазах общества, в среде родственников, коллег, друзей, тем больше чувство самоуважения.
    Вместе с тем динамика жизни настолько велика, что не хватает времени для того, чтобы сформировать социальный круг, соответствующий тому или иному статусу. Возможности же продемонстрировать свой новый статус лимитированы, так как в процессе погони за успехом разрываются традиционные связи между людьми.
    Исчезла семья-клан, внутри которой когда-то проходила демонстрация личного успеха, не остается ста­бильного круга родственников, друзей, перед которыми можно было бы его продемонстрировать. Связи, возникшие в школе и колледже, невозможно удержать темп жизни слишком велик.
    В партере Метрополитен Опера можно увидеть сидящих рядом девушку в мятых джинсах и даму в брил­лиантах, в платье от модного дизайнера, стоящем тысячи долларов. Какова ценность бриллиантов, если их некому показать, какова ценность модной модели машины, если нет никого, кто бы выразил свое восхище­ние или позавидовал вам?
    Успех это не физическое обладание завоеванным в жесточайшей борьбе материальным богатством, это не возможность вкусить то, что это богатство может дать, это спортив­ный кубок победителя, на который можно время от времени взглянуть. Успех, определяемый размером бан­ковского счета, не приносит счастья победителям.
    Одним из таких «успешных», победителей был Г.Киссинджер, немецкий иммигрант, говорящий с силь­ным акцентом, поднявшийся на самую вершину социальной пирамиды, сказавший в конце своей блистательной карьеры: «Когда человек тяжело работает всю жизнь и не получает ничего в награду, это трагедия. Но это катастрофа, когда он добивается, чего хочет, и видит, что награда не больше чем блестящие погремушки».
    Но, как говорит народная мудрость: «Только тот, кто до­бился успеха, имеет право сказать, что не в деньгах счастье. Когда о том же говорят те, у кого их нет, это зву­чит, как «виноград зелен» в басне Эзопа». Следовательно, другого выбора, кроме бега в толпе претендентов на успех, просто нет.
    Мечта об успехе вечная невеста, ждущая женихов, и только тем, кто ее добивается, открывается факт, скрытый от соискателей, она просто потаскушка, вместо любви предлагающая только секс.
    Но ни авторитеты, ни религия, философия, социология или «высоколобая» литература не могут изменить приоритеты масс: «побрякушки», о которых говорил Киссинджер, для большинства важнее всех других цен­ностей человеческой жизни.
    Культ успеха полностью отсутствовал в русской дореволюционной литературе, как и сам жанр литературы успеха, чрезвычайно популярный в Америке. Русское общество не видело в успехе цель жизни, а в пора­жении в битве за материальное благополучие недостаточность, ущербность личности.
    Литература успеха появилась в России после падения советской власти, когда идеологические ценности сменили ценности материальные. Но интерес к теме существовал и в советский период, когда печаталась огромными тиражами классика американской литературы и прежде всего романы Т.Драйзера, Дж.Лондона, превозносившие идею успеха любой ценой.
    Название фильма «Время, вперед», посвященного росту советской экономики, название одного из рассказов Дж.Лондона. Качества его героев стали моделью для подража­ния и широко пропагандировались в советской литературе и кинематографе. Правда, борцов за личный, персональный успех пришлось трансформировать в борцов за всеобщее благо.
    В сегодняшней России идея личного материального успеха вступила лишь в свою первоначальную фазу, и количество победителей пока незначительно. В США успех был национальной религией с момента основания страны.
    Казалось бы когда успех достигнут победитель мог бы остановитья и насладиться достигнутым богатством. Но желание воспользоваться богатством останавливает формула «время-деньги». Время, истраченное на себя, это время, отнятое у возможностей заработать еще больше.
   
    Обладание богатством еще не означает умения им пользоваться...
    «Мы начинаем жить только в пенсионном возрасте», говорят американцы, посвятившие жизнь погоне за экономическим успехом. Но эта иллюзия, которой тешат себя стареющие американцы, не подтверждается жестокой реальностью. Придя к финишной ленточке и получив «призы», победители оказываются в стороне от общей дороги, на обочине, никому более не нужные и забытые.
    «Эти несчастные, богатые старики во Фло­риде и Калифорнии, которые не знают что делать с собой. Они имеют достаточно денег, чтобы позволить се­бе почти все. Новые машины и новые лекарства, новые диеты и новые религии, новые фильмы, лучший кли­мат на земле и в то же время они проецируют такое убожество, такую нищету жизни, которую вряд ли мож­но встретить в каком-либо другом месте», итальянский писатель Л.Барзини.
    Программа жизни, заданная обществом, успех, выполнена, но где же обещанное счастье?
    Для чего нужны были все жертвы, принесенные ради абстрактной идеи? Соответствует ли накопление богатств истинным целям человеческой жизни?
    «Обогащение, став единственной целью, становится иррациональным по отношению к счастью и пользе отдельного человека», писал Алексис Токвиль в те времена, когда идея личного материального успеха как цель жизни только зарождалась
    Реплика на русском Интернете :
    «Недавно беседовал со своим знакомым, чрезвычайно успешным, и казавшийся мне человеком добившимся всего, о чем я мог только мечтать. Он мне: Понимаешь, я могу заработать очень много и зарабатываю! Но я не вижу сутками жену, не вижу как растут мои дети, у меня есть всё, но у меня нет времени этим пользоваться. Всё подчинено зарабатыванию денег, которые я уже и не знаю, на что тратить. И зачем мне это?! Жизнь проходит мимо меня, и в тоже время не могу остановиться, все будут видеть во мне неудачника!» И я понял, что его успех это как приговор на всю оставшуюся жизнь.»
    Михель Гофман, кандидат социологических наук, Колумбийский университет, Нью-Йорк.

 

Лигр

349 руб.
Купить



комментарии | средняя оценка: -


новости | редакторы | авторы | форум | кино | добавить текст | правила | реклама | RSS

Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru